Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.
Прежде всего следует проверить знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:
Как его зовут?
Сколько ему лет?
Когда день рождения?
Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?
Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.
Узнайте способен ли Ваш ребенок:
Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»
Строить рассказы по картинке (картинам).
Сочинять сказки.
Находить слова с определенным звуком.
Членить предложения.
Заучивать наизусть стихи(прозу).
Знает ли он:
Цифры (от 0 до 10).
Дни недели и месяцы ( последовательно)
Может ли он:
Назвать числа в прямом и обратном порядке.
Соотносить цифру и число предметов.
Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.
Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.
Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.
Лепить одиночные фигурки и целые композиции.
Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.
Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:
Под музыку;
В заданном темпе;
Ритмично передвигаться.
Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:
Классики;
Бадминтон;
Настольный теннис;
Игры с мячом.
Умеет ли Ваш ребенок:
Петь, правильно передавая мелодию;
Инсценировать нехитрую «музыку»;
Ритмично двигаться под музыку.
Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок.
Необязательно все это у него должно получаться «на отлично».
В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.
При этом важно соблюдать некоторые правила:
Не торопить ребенка.
Учитывать его настроение, самочувствие, желание.
Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.
ТЕСТ 1
«Что кому подходит»
(для оценки эмоционального отношения к школе)
Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»
Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приготовленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.
Пары слов с прилагательными-антонимами:
Большой маленький Больной здоровый
Взрослый детский Тёплый холодный
Весёлый грустный Добрый злой
Быстрый медленный Смелый трусливый
Чистый грязный Бодрый усталый
Сладкий горький Сильный слабый
Гладкий колючий Светлый тёмный
Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.
ТЕСТ 2
"Представь себе…"
(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)
Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История 1. Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?
История 2. Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать В ТО время, когда другие дети учатся в школе?
История 3. Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую школу ты выбрал бы?
История 4. Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?
История 5. Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?
История 6. Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
1. Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.
2. Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.
3. Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.
4. Предпочтение школы с определёнными правилами.
5. Ориентация на обучение в группе, в классе.
6. Выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.
ТЕСТ 3
«Пароходики»
(оценка умений действовать по образцу)
Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.
В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.
По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.