Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике наркоманий среди учащихся общеобразовательных школ
Наркомания среди молодежи в Республике Беларусь приобретает все более значительные масштабы и самым существенным образом сказывается на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику, правопорядок и на жизнеспособность нации в целом. Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотических веществ учащимися является важной медико-педагогической задачей.
Профилактика является системой мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продления жизни человека.
Первичная профилактика наркомании, задача которой уберечь детей и подростков от первого, во многих случаях рокового употребления психоактивного вещества на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.
В работе по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркоманий и токсикоманий среди учащихся образовательных учреждений обязаны участвовать все, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, учителя, воспитатели, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
При первых приемах психоактивных веществ подростки далеко не всегда осознают свои действия в полной мере. Для многих – это очередной эпизод познания нового, неизведанного ранее. Подростки не считают свои действия необычными и опасными. Наоборот, в их среде бытует мнение, что наркотики помогают расслабиться и успокоиться, что от наркотика всегда можно отказаться и сами они никогда не станут опустившимися наркоманами, что наркотики употребляют сильные и талантливые люди.
Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения в масштабах всего общества.
Первичная профилактика должна основываться на ряде принципов.
Первый из них – тотальность. Она должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. В настоящее время приобщиться к потреблению психоактивных веществ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Поэтому профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия всем подросткам в решении задач взросления.
Второй принцип первичной профилактики – конструктивный характер. Он преследует цели не только разрушения или изменения неблагоприятных установок, но изначально строит желательные, служит предупреждению зависимого поведения, а не только борется с ним. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам.
Третий принцип – опережающий характер воздействия. Первичная профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Создание стойких антинаркотических и антиалкогольных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции потребления психоактивных веществ. Запоздавшие попытки их создания более трудны и менее продуктивны, т.к. теперь необходимо перестраивать уже готовые установки.
Экспериментирование детей с психоактивными веществами нередко начинается уже в 4-5 классах школы в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы первичной профилактики там предваряет экспериментирование в указанном возрасте. Объектом превентивной работы должны являться все дети младшего школьного возраста.
Четвертый принцип – непрерывность. Первичная профилактика должна стать постоянной каждодневной работой.
Пятый принцип – адресность. Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Самым опасным возрастом для начала экспериментирования с психоактивными веществами является возраст от 11 до 17 лет, т.е. период обучения в средних и старших классах общеобразовательной школы. В это время занятия по первичной профилактике наркомании необходимо проводить с учетом пола и физиологических изменений, бурно протекающих в этом возрасте.
Шестой принцип – комплексность. Эффективная первичная профилактика требует сочетания многих элементов. В этом случае цель профилактики объединяет представителей всех слоев общества – педагогов, психологов, врачей, родителей – и различных организаций – школ, правоохранительных органов, молодежных клубов, детских садов, церкви, государственной администрации, медицинских учреждений и общественных объединений, заинтересованных и способствующих здоровому будущему детей.
Что касается конкретных направлений первичной профилактики наркомании, то она должна включать:
- строгие меры противодействия курению, распространения алкоголя и наркотиков;
- информационно-просветительскую работу среди учащихся и их родителей;
- своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекцию условий семейного воспитания;
- своевременное выявление и разрушение групп, для членов которых характерны отклонения в поведении;
- организацию досуга несовершеннолетних в значимых для них и социально поощряемых формах;
- исследование личностных ресурсов учащихся;
- тренинг социально-психологических навыков устойчивости подростков к употреблению психоактивных веществ, включая:
- развитие навыков общения в условиях проблемных жизненных ситуаций;
- формирование значимой социальной самоидентификации, чувства принадлежности к городу, району, школе, двору;
- формирование установки на здоровье как сверхценность.
Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков, курения СПАЙСА
Важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающих подозрение людей из круга общения. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения человека. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:
1. Точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
2. Состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуаций);
3. Неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
4. Заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
5. Необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к оценкам;
6. Сужение круга интересов, потеря к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
7. Частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются вышеуказанные черты;
8. Игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
9. Неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
10. Быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная и нечеткая речь;
11. Ослабление связей с близкими;
12. Постоянный поиск денег, либо одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
13. Малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «колеса», «план», «ханка», «чек» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела?», «достал?», «есть что почитать?» и т.п.);
14. Появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика – символа ЛСД);
15. Частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
16. Стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
17. Обнаружение предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые вовсе пахнут не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под различных средств бытовой химии.
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызвать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.
разгарнуць » / « згарнуць