С целью профилактики противоправного поведения, формирования культуры поведения в интернет-пространстве, закрепления знаний учащихся по мерам и правилам сопротивления деструктивным проявлениям в молодежной среде 10 марта 2023 года был организован и проведен внеплановый единый информационный час для учащихся VII-XI классов по теме «Мы в интернет-пространстве: как защититься от манипуляций».
Заместитель директора по воспитательной работе Байкова И.Г. познакомила учащихся с информационным блоком «Какие опасности подстерегают нас в интернете», рассказала о специфических информационных рисках, связанных с распространением негативного контента, который противоречит интересам страны, социально-правовым нормам государства, законным интересам человека. Информировала об угрозах, с которыми могут столкнуться несовершеннолетние, с такими проявлениями как: фишинг, вишинг, фарминг; кликфрод; «нигерийские письма»; мошеннические интернет-магазины. Особое внимание уделила проблеме Интернет-зависимости, которая характеризуется чрезмерным увлечением виртуальной средой и стремлением ухода от реальности.
Классный руководитель Королева А.В. познакомила учащихся с информационным блоком «Манипулирование в интернете: вовлечение в деструктивные группы», подробно остановилась на таком способе подчинения, управления людьми как манипуляция.
Педагог социальный познакомила учащихся с информационным блоком «Методы защиты от манипулирования», сообщила о том, что манипулирование представляет одну из главных угроз информационно-психологической безопасности, которая существует в интернет-среде. Манипуляцию в интернете можно определить по нескольким признакам. В первую очередь пользователю необходимо обращать внимание на то, как представлена интересующая информация. Вероятность использования манипуляции существенно увеличивается в том случае, если в процессе работы с каким-либо информационным объектом, например, с текстом, отсутствуют ссылки на источник информации, в качестве источника информации представлен неизвестный эксперт, в тексте используются многократные повторы одной и той же информации, информация носит ярко выраженный оценочный характер. Предупредила учащихся о том, что в процессе общения в интернете необходимо проявлять осторожность, если отмечается отсутствие информации о собеседнике, используются непозволительные высмеивания, оскорбления в ваш адрес; воздействие на чувства и эмоции, собеседник пытается управлять ходом беседы и подводит к определенным выводам и выполнять общие рекомендации: защищать свои персональные данные; выбирать, с кем советоваться; сообщать о противоправных действиях; помнить, что не всякий человек в онлайновой среде является тем, за кого себя выдает.
В конце информационного часа были подведены итоги, ребята высказывали свое мнение, свое отношение к проблеме интернет-зависимости, правилам поведения в информационном пространстве, но едины остались в одном: необходимо оставаться внимательными, бдительными, соблюдать информационную культуру, не позволять собой манипулировать.