Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Общие положения
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной катего­рии, квалификационной категории «учитель-методист» проводится в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагоги­ческих работников из числа профессорско-преподавательского со­става учреждений высшего образования)», утвержденной Поста­новлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее Инструкция).
Целью проведения квалификационного экзамена является независимая экспертная оценка научно-теоретической и методиче­ской подготовки педагогических работников.
Основными задачами квалификационного экзамена являют­ся:
определение уровня профессионального мастерства педагогиче­ского работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории;
стимулирование роста профессионального мастерства педагоги­ческих работников, развитие их творческой инициативы;
овладение передовым опытом;
включение в исследовательскую деятельность;
определение соответствия научно-теоретической и методиче­ской подготовки педагогических работников требованиям, предъяв­ляемым к специалистам высшей категории, категории «учитель-методист».
Обязательным условием допуска педагогических работников к аттестации на высшую квалификационную категорию, квалифика­ционную категорию «учитель-методист» (получению направления на экзамен) является:
соответствие полученного образования квалификационным тре­бованиям;
наличие стажа работы 3 года в первой (высшей) категории;
освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
В Государственном учреждении образования «Академия после­дипломного образования» (далее - академия) сдают квалификаци­онный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и под­тверждение высшей квалификационной категории педагогические работники, реализующие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания и научно-методического обеспечения». В академии сдают квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение и подтвержде­ние квалификационной категории «учитель-методист учителя, ко­торые реализуют содержание образовательных программ общего среднего образования, а также образовательную программу специ­ального образования на уровне общего среднего образования и об­разовательную программу специального образования на уровне об­щего среднего образования для лиц с интеллектуальной недоста­точностью.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в областных (Минском городском) институтах развития образования (далее - институты).
Методическое обеспечение, формы экзамена определяет Госу­дарственное учреждение образования «Академия последипломного образования», учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», учреждение образования «Бело­русский государственный педагогический университет им. М. Тан­ка».
Состав квалификационных комиссий
Состав квалификационных комиссий для проведения квалифи­кационных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной катего­рии «учитель-методист» утверждается сроком на один год приказом
Министра образования Республики Беларусь.
Состав квалификационных комиссий для проведения квалифи­кационного экзамена при прохождении аттестации на подтвержде­ние высшей квалификационной категории, квалификационной кате­гории «учитель-методист» утверждается ежегодно решением руко­водителя учреждения, как правило, не позднее 1 ноября.
Порядок представления документов на квалификационный экзамен
К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, кото­рые имеют направление на сдачу квалификационного экзамена ор­ганизаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов (Приложе­ние 1).
Организации системы образования, отделы (управления) обра­зования местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября текущего года высылают в академию направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификацион­ной категории «учитель-методист», подтверждение квалификаци­онной категории «учитель-методист».
До 31 октября текущего года готовится график проведения ква­лификационных экзаменов на основании поступивших от организа­ций системы образования, отделов (управлений) образования мест­ных исполнительных и распорядительных органов направлений на сдачу квалификационного экзамена (Приложение 1). График прове­дения квалификационных экзаменов утверждается приказом ректо­ра академии и доводится до сведения заинтересованных. Дополне­ния в график проведения квалификационных экзаменов могут вно­ситься до 10 апреля текущего года.
Организации системы образования, отделы (управления) обра­зования местных исполнительных и распорядительных органов до 25 октября текущего года высылают в институты направления на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории.
До 31 октября текущего года институты готовят графики прове­дения квалификационных экзаменов на основании поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местного исполнительного и распорядительного органа направ­лений на сдачу квалификационного экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории. График проведения квали­фикационных экзаменов утверждается приказом ректора института и доводится до сведения заинтересованных.
Порядок проведения квалификационного экзамена
Для сдачи квалификационного экзамена из числа экзаменую­щихся формируются группы наполняемостью 10-12 человек. Воз­можно объединение в группы экзаменуемых по двум смежным об­разовательным областям (направлениям деятельности) при прове­дении экзамена на подтверждение высшей квалификационной кате­гории.
Приказом руководителя учреждения образования за 2 недели до проведения квалификационного экзамена при прохождении атте­стации на подтверждение высшей квалификационной категории, категории «учитель-методист» утверждается количественный и персональный состав квалификационных комиссий. Данным прика­зом определяется председатель и секретарь квалификационной ко­миссии (Приложение 2).
На квалификационном экзамене педагогическому работнику выдаются экзаменационные листы со штампом учреждения образо­вания, в которых сдающие квалификационный экзамен делают за­писи. Экзаменационные листы после проверки подписываются все­ми членами комиссии.
Перед началом квалификационного экзамена председателю ква­лификационной комиссии выдается экзаменационная ведомость. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в экзамена­ционной ведомости оценками: «сдал(а)», «не сдал(а)». Экзамена­ционная ведомость подписывается председателем квалификацион­ной комиссии и всеми членами квалификационной комиссии (При­ложение 3).
Во время проведения квалификационного экзамена ведется про­токол заседания квалификационной комиссии по утвержденной форме (Приложение 4).
В случае успешной сдачи квалификационного экзамена экзаме­нуемому выдается выписка из протокола заседания квалификаци­онной комиссии соответствующего образца (Приложение 5) за под-
- писью руководителя учреждения образования. Выдача педагогиче­скому работнику выписки из протокола заседания квалификацион­ной комиссии о сдаче квалификационного экзамена фиксируется в ведомости (Приложение 6).
Пакет документов квалификационного экзамена (копия приказа о проведении квалификационного экзамена, направления на сдачу квалификационного экзамена, протокол заседания квалификацион­ный комиссии, ведомость на получение выписки из протокола засе­дания квалификационной комиссии, экзаменационная ведомость, проверенные письменные работы), представляется в соответствую­щее структурное подразделение учреждения образования в течение двух дней после окончания квалификационного экзамена. Срок хранения экзаменационных материалов 5 лет.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в те­чение 2 (двух) дней, на получение квалификационной категории «учитель-методист», на подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» -в течение одного дня.
Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей ква­лификационной категории
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории состоит из двух частей: письменной (2 задания) и прием квалификационного экза­мена.
1. Письменная часть
Первое задание письменной части квалификационного экза­мена направлено на определение уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми к специалистам высшей категории.
Программа первого задания письменной части квалификацион­ного экзамена включает следующие разделы:
нормативные правовые акты, регламентирующие педагогиче­скую деятельность, организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ;
современная теория и методика обучения, воспитания, коррекционной работы;
современные технологии, методы и приемы обучения и воспи­тания, социально-педагогической поддержки и психологиче­ской помощи, коррекционной работы.
Программа первого задания письменной части квалификацион­ного экзамена и список рекомендуемой литературы разрабатывают­ся сотрудниками структурных подразделений академии и размеща­ются на сайте академии для общего доступа.
Вопросы для первого задания письменной части квалификаци­онного экзамена готовятся в структурных подразделениях академии и являются закрытыми для общего доступа. Вопросы представляют собой решение задач, выполнение тестов на знание нормативных правовых актов, теории предмета, методики обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционной работы.
На выполнение первого задания письменной части отводится 2 (два) академических часа. Для успешного выполнения первого за­дания письменной части экзаменуемый должен выполнить пра­вильно не менее 75% предложенных вопросов.
Второе задание письменной части квалификационного эк­замена направлено на определение уровня профессиональной дея­тельности педагогического работника. Экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности по указанным квалифика­ционной комиссией вопросам исходя из направлений опыта собст­венной педагогической деятельности. На выполнение второго зада­ния письменной части отводится 2 (два) академических часа.
2. Прием квалификационного экзамена
На квалификационном экзамене претендент на высшую квали­фикационную категорию защищает опыт собственной педагогиче­ской деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.
Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалификационнои комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
Для успешного прохождения второй части квалификационного экзамена экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможно­го количества баллов.
Процедура и содержание квалификационного экзамена
при прохождении аттестации на подтверждение высшей
квалификационной категории
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории направлен на определение уровня профессиональной деятельности педагогиче­ского работника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории. Он состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена.
Во время письменной части квалификационного экзамена пре­тендент на подтверждение высшей квалификационной категории проектирует фрагмент педагогической деятельности по указанным квалификационной комиссией вопросам исходя из направлений опыта собственной педагогической деятельности. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.
На квалификационном экзамене претендент на подтверждение высшей квалификационной категории защищает опыт собственной педагогической деятельности на основе разработанного во время письменной части квалификационного экзамена фрагмента.
Описание опыта педагогической деятельности представляется в квалификационную комиссию в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). Оценка опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется квалифи­кационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
Для успешного прохождения квалификационного экзамена эк­заменуемый должен набрать не менее 75% от возможного количе­ства баллов.
Процедура и содержание квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной категории «учитель-методист»
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение квалификационной категории «учи­тель-методист» направлен на определение уровня профессиональ­ной деятельности педагогического работника в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Квалификационный экзамен состоит из письменной части и приема квалификационного экзамена. На письменной части экзаме­нуемый готовит тезисы представления авторской методики или опыта педагогической деятельности. На выполнение письменной части отводится 2 (два) академических часа.
Во время квалификационного экзамена претендент на присвое­ние (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» защищает авторскую методику или опыт собственной педагогической деятельности.
Описание авторской методики или опыта педагогической дея­тельности представляется в соответствии с требованиями (Прило­жение 7). Оценка опыта педагогической деятельности осуществля­ется квалификационной комиссией в соответствии с критериями и показателями (Приложение 8).
Для успешного прохождения квалификационного экзамена на присвоение (подтверждение) квалификационной категории «учи­тель-методист» экзаменуемый должен набрать не менее 75% от возможного количества баллов.
Требования к профессиональной деятельности
Претендента на высшую квалификационную категорию. В
своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализу­ет следующие требования:
1.         Имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта.
Владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, решает педагогические задачи в разных условиях, использует современные подходы в практике обучения и воспитания.
Владеет методами рефлексивного анализа собственной про­фессиональной деятельности.
Создает нормы собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструк­ции и др.).
Управляет процессом обучения и воспитания на основе со­временных предметных и гуманитарных технологий.
Владеет технологиями ситуационного управления образова­тельным процессом.
Проектирует методики изучения отдельных тем на основе анализа результатов обучения, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности.
Создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста.
Использует новейшие средства и эффективные формы орга­низации образовательного процесса и управления образовательной деятельностью обучающихся.
Претендента на квалификационную категорию «учитель-методист. К претенденту на присвоение квалификационной катего­рии «учитель-методист», кроме перечисленных выше, предъявля­ются дополнительные требования:
1. Наличие авторской методики преподавания учебного
предмета либо личного опыта, который обобщен и используется
другими учителями учреждений общего среднего образования.
Публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения.
Опыт руководства методическим формированием, сопрово­ждения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.
Решение о допуске к аттестации на получение (подтверждение) квалификационной категории «учитель-методист» принимает атте­стационная комиссия отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
В случае положительного решения высылается направление в академию.
Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена
Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (под­тверждение) высшей квалификационной категории, квалификаци­онной категории «учитель-методист» составляются самим претен­дентом. Материалы должны содержать описание системы или от­дельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативно­сти опыта при решении педагогических задач.
Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности - модель уро­ка, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основ­ные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.
При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый опе­рирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к не­му.
При оценке представленного письменного описания опыта пе­дагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогиче­ской практики;
конкретность, диагностичность поставленной цели;
направленность задач на реализацию цели;
отражение степени достижения поставленной цели.
Сущность опыта:
степень обобщения и систематизации представленных материа­лов;
конкретизация опыта разработанными автором материалами;
описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;
обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.
Результативность, эффективность опыта: выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;
доказательность результатов;
определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.
Методический уровень описания опыта:
ценность опыта для других педагогических работников (доступ­ность и логичность описания опыта);
подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) за­нятия;
проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагмен­те) занятия.
Примерная структура описания педагогического опыта
1. Информационный блок
1.1            Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образователь­ной практике.
1.2            Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массо­вой образовательной практике.
1.3            Цели опыта
Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обу­чающихся определенными педагогическими средствами в конкрет­ной образовательной ситуации.
1.4            Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5            Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.
2. Описание технологии опыта
2.1            Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2            Описание сути опыта
2.2.1 Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те поло­жения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2 К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффек­тивных методов обучения и воспитания, поиск средств 'обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).
2.2.3 Отражение педагогического опыта в системе: какие ком­поненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существу­ют.
2.2.4 Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.
2.2.5 Конкретизация материала через примеры каждого компо­нента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.
2.2.6 Основные этапы формирования данного опыта, их преем­ственность.
2.3            Результативность и эффективность опыта
2.3.1        Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета ре­зультатов.
2.3.2 Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.
2.3.3 Доказательность результативности посредством конкрет­ных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1     Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2     Перспектива дальнейшего совершенствования данного опы­та и своей профессиональной практики.
3.3      Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педа­гогических аудиториях.
Приложения
1. Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий,
мероприятий.
2.     Список публикаций автора по теме опыта.
3.     Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Список литературы
1.                Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профес­сионального мастерства педагогов : метод, рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». -Минск: АПО, 2012.-98 с.
2.                Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педаго­гической деятельности : метод, рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2012.-92 с.
3.                Валеев, Г. X. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. X. Валеев // Педагоги­ка.-2005. - №5.
4.                Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении : пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общ. сред, образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 252 с.
5.                Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. -2003.-№4. — С. 21-26.
6.                Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование автор­ских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запруд­ский. - Минск, 2008. - 336 с. - (Мастерская учителя).
7.                Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обоб­щения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Ме­тодист. - 2002. - № 5.
8.                Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструи­рования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 320 с.
9.                Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методи­ческой службы / Е. М. Пахомова // Методист. - 2005. - № 2.
10.          Праздникова, Г. 3. Готовимся к аттестации: технологии обобщения и описания педагогического опыта : практ. пособие / Г. 3. Праздникова. - М. : АРКТИ, 2007.
11.          Проблемы профессиональной компетентности: содержание и технологии аттестации педагогических кадров / М-во образования и науки Респ. Беларусь; ин-т повышения квалификации и перепод-гот. руководящих работников и специлистов образования; А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк ; под ред. А.И.Жука -— Минск, 1996.
12.          Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность тради­ций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.
 
Приложение 1
Форма направления
Штамп
учреждения образования
НАПРАВЛЕНИЕ
на сдачу квалификационного экзамена
при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной
категории (присвоение квалификационной категории «учитель-методист»,
подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной
категории «учитель-методист»)________________________________________
(вписать необходимое)
(название учреждения образования) направляет
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность)
на сдачу квалификационного экзамена ______________________________________
(указывается по какой должности)
Образование____________________________________________________________
(высшее, среднее специальное; что и когда окончил (а)) Дата и итоги прохождения предыдущей аттестации (дата, № приказа, ин­формация о присвоении квалификационной категории)
Дата и № протокола аттестационной комиссии о выдаче направления на
сдачу квалификационного экзамена__________________________________________
Руководитель
учреждения образования______________________________________
(подпись)                                                                        (И.О. Фамилия)
Председатель аттестационной комиссии_________________       _____________
(подпись)                                                                                          (И.О. Фамилия)
М.П.
 
Образец направления
Штамп
ГУО «СШ № 1 г. N»
НАПРАВЛЕНИЕ
на сдачу квалификационного экзамена
при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной
категории
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. N»
направляет Иванова Ивана Ивановича, учителя математики на сдачу квалификацион­ного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квали­фикационной категории учителя.
Образование: высшее, Гродненский государственный университет, 1991 год.
23.12.2004, приказ № 346-к, присвоена первая категория учителя. 28.10.2012, протокол № 2, выдано направление на сдачу квалификацион­ного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квали­фикационной категории.
Руководитель
учреждения образования    _____       С.С. Сергеев
(подпись)
Председатель аттестационной комиссии_______    К.М. Андреева
(подпись)
М.П.
Приложение 7
Требования к оформлению опыта педагогической деятель­ности
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагоги­ческой деятельности в объеме не более 12 страниц (без приложения). Ко­личество страниц в приложении - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Правила оформления ма­териалов: шрифт - Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный ин­тервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля — 2, отступ первой строки - 1,25; текст печатается без сокра­щений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформ­ляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].
Оформление литературы — согласно Инструкции по оформле­нию диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного выс­шего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции Постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. На первой строке по центру - инициалы и фамилия автора. На следующей строке - название опыта заглавными буквами жирным шрифтом. На строке после названия опыта - название организации и координаты для связи с автором. Основной текст начинается через одну пропущенную строку.
Образец оформления опыта:
Иванов Иван Иванович
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУС­СКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. №» 8 (029) 377-23-35; e-mail: iwanov@yandex.ruТекст материала. Текст материала. Текст материала. [1, с. 86]. Текст материала.
Литература:
1.       ...
2.   ...
Приложение 1. Приложение 2.
 
 
Приложение
Критерии и показатели оценки представленного педагоги­ческого опыта на квалификационном экзамене
 
№п/п
Критерии
Показатели
Баллы
1
Согласованность це-
В       представленном
1
 
лей, задач, прогнози-
опыте    нет    четкого
 
 
руемого результата с заявленной пробле-
выделения   педагоги­ческой       проблемы,
 
 
мой
либо   целей   и   задач деятельности,      либо результата
 
 
 
 
 
Прописанные в представленном опыте, педагогическая   
2
 
 
про­блема, цели, задачи, результат деятельно­сти   не   согласуются между собой
 
 
 
 
 
Цель     деятельности,
3
 
 
представленной         в опыте, определена на
 
 
 
основании     заявлен­ной проблемы; зада­чи     направлены     на реализацию        цели; результат деятельно­сти не отражает сте­пень достижения це­ли
 
 
 
 
 
Цель     деятельности,
4
 
 
представленной        в опыте, направлена на решение   актуальной проблемы    собствен­ной    педагогической практики, поставлена конкретно и диагно-стично;    задачи    на­правлены   на   реали­зацию цели; резуль­тат деятельности от-ражает степень дос­тижения цели
 
2
Сущность опыта
В опыте представле­но описание отдель­ных   приемов,   мето­дов,    форм,    средств обучения и воспита­ния, подходов к от­бору содержания
1
 
 
 
 
В опыте представлен
2
 
 
набор         известных приемов        (методы, формы,         средства, технологии обучения и воспитания, подхо­ды   к отбору содер­жания),       применяе­мых педагогом и на­правленных   на   дос­тижение    запланиро­ванных результатов
 
 
 
 
 
 
Создан     педагогиче-
3
 
 
ский продукт (мето­ды, формы, средства, приемы,   технологии обучения и воспита­ния, подходы к отбо­ру            содержания), обеспечивающий достижение заплани­рованных     результа­тов на основе автор­ской   идеи.   Описана деятельность    автора по его применению
 
 
 
 
 
Создан        авторский
4
 
 
продукт        (система методов,            форм, средств,        приемов, технологий обучения и воспитания, подхо­дов к отбору содер-
 
 
 
жания),       обеспечи­вающий   достижение запланированных результатов.       Опыт представлен техноло­гично   (четкий   алго­ритм действий)
 
3
Результативность,
Выделены отдельные
1
 
эффективность
показатели результа­тивности.     Результа­тивность    опыта    не доказана
 
 
 
 
 
Выделены отдельные
2
 
 
показатели   результа­тивности.    Представ­ленные доказательст­ва   результативности деятельности не убе­дительны.
 
 
 
 
 
Выделены отдельные
3
 
 
показатели результа­тивности.     Доказана результативность, эффективность    дея­тельности     на    кон­кретных      примерах. Нечетко   определены условия,      способст­вующие и ограничи­вающие   применение образовательного продукта и перспек­тивы развития опыта
 
 
 
 
 
Выделены в полном
4
 
 
объеме    конкретные, взаимосвязанные показатели результа­тивности.     Доказана результативность, эффективность    дея­тельности     на    конкретных      примерах
 
 
 
Определены условия, способствующие      и ограничивающие применение    образо­вательного   продукта и перспективы разви­тия опыта
 
4
Методический уровень
Нет          методически
1
 
описания опыта
обобщенного    содер­жания опыта, но цен­ность      представляет описание   отдельных приемов       (методов, форм,   средств,   тех­нологий   обучения   и воспитания,     подхо­дов к отбору содер­жания)
 
 
 
 
 
Опыт     представляет
2
 
 
определенную     цен­ность для   педагоги­ческих     работников, но его описание тре­бует      значительной доработки    (система­тизации материала)
 
 
 
 
 
Опыт описан в обоб-
3
 
 
щенном виде, приго­ден для   распростра­нения    в педагогиче­ской среде, но требу­ет    дополнительного редактирования
 
 
 
 
 
Опыт описан в обоб-
4
 
 
щенном виде (четко выделяется   трансли­руемое ядро), в фор­ме,    пригодной    для распространения      в педагогической    сре­де.   Автор   приводит рекомендации          по
 
 
 
использованию   опы­та другими педагога­ми
 
5
Защита опыта на ос­нове разработанной
Разработанная       мо­дель   (фрагмент)   за-
0
 
на экзамене модели (фрагмента) занятия
нятия не доказывает результативность, эффективность опыта
 
 
 
 
 
Включенные    в    мо-
2
 
 
дель   (фрагмент)   за­нятия         материалы опыта не согласуют­ся с логикой реализа­ции   содержания   за­нятия
 
 
 
 
 
Модель     (фрагмент) занятия   убедительно
8
 
 
доказывает   владение автором    содержани­ем    представленного опыта    в   различных педагогических     си­туациях.          Модель (фрагмент)     занятия не   представляет   со­бой         законченный целостный продукт
 
 
 
 
 
Модель     (фрагмент)
16
 
 
занятия   убедительно доказывает     свобод­ное владение автором содержанием     пред­ставленного опыта в различных педагоги­ческих       ситуациях. Модель     (фрагмент) занятия   подтвержда­ет   результативность, эффективность опыта